Газета «Квартирный ряд»
опубликовала некоторые итоги социологического опроса,проведенного по заказу Департамента муниципального жилья и
жилищной политики. Опрос показал представления, которые
широко распространены среди отдельных групп населения и
определяют поведение собственников, нанимателей,
арендаторов, их отношение к жилищно-коммунальной реформе, к
созданию территориальных общин, ТСЖ и их ассоциаций,
домкомов, а также к регистрации земельно-имущественных
комплексов-кондоминиумов.
Потому очень важно разобраться с
социально-психологическими аспектами жилищно-коммунальной
реформы и выявить эти ошибочные представления и мифы,
разрушение которых будет способствовать формированию
необходимого общественного сознания.
Миф первый. «Жить в ТСЖ экономически не
выгодно»
Он опасен тем, что поддерживает на плаву
старую иждивенческую позицию квартиросъемщика, который
сегодня-то уже стал собственником квартиры. Бесплатная
приватизация жилья не способствовала повышению
ответственности за сохранность жилых многоквартирных зданий,
не привела к пониманию того, что это – единственный способ
сохранения стоимости своей приватизированной квартиры.
Более того, ее цена возрастает за счет мест
общего пользования и нормативной части земельного участка
под зданием и придомовой территории. Наконец, взяв в
управление жилой дом, товарищество освобождается в Москве от
большинства городских налогов.
Многие собственники жилья считают, что
коммунальные платежи и техническое обслуживание покрывают не
более 40,1% расходов на содержание дома, и боятся, что при
образовании ТСЖ размер оплаты увеличится в несколько раз,
так как эксплуатационники начнут устанавливать для них
повышенные тарифы за услуги.
Опасаются и того, что, взяв дом на баланс,
сами будут его ремонтировать за свой счет. Напротив, ДЕЗ
должен передать товариществу дом по акту, в котором
независимые эксперты из Мосжилинспекции оценят техническое
состояние здания. Кроме того, ДЕЗ обязан подготовить смету
на косметический ремонт, привести здание и его инженерные
коммуникации в рабочее состояние и передать товариществу
техническую документацию вместе с графиками балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности по
холодной и горячей воде, канализации, газу, электрике, а
Москомзем должен выделить границы кондоминиума в натуре.
Сейчас город выделяет ТСЖ дотации на уровне
муниципальных домов, поддерживая платежи населения на
среднем уровне.
Правительство Москвы поручило
Управлению городского заказа, Департаменту финансов и
Департаменту экономической политики и развития Москвы
подготовить предложения: о механизме перечисления бюджетных
средств, направляемых в установленных объемах на содержание
и эксплуатацию жилищного фонда, непосредственно на расчетные
счета ТСЖ.
Развенчанию мифа способствовало бы принятие
администрациями города, округов и районов решений: о
регистрации и передаче в управление ТСЖ кондоминиума за счет
исполнительной власти; о передаче арендных платежей от
нежилых помещений дома, являющихся собственностью города, на
расчетный счет товарищества; о передаче земельного участка в
нормативной части бесплатно в собственность товарищества.
Миф второй. «Люди боятся принуждения к
вступлению в ТСЖ»
К сожалению, есть конкретные факты подобного
нажима на жителей в разных районах Москвы.
Ситуация сегодня такова: наиболее активные и
информированные граждане, которые успешно занимаются
бизнесом, ожидают от любых реорганизаций управления домом
одних неприятностей.
А малоимущие собственники боятся, что
состоятельные члены товарищества потребуют от них в
принудительном порядке платить гораздо больше, чем до
создания ТСЖ. Но ведь есть механизм поддержки малоимущих
членов товарищества (инвалидов, безработных и т.д., т.е. тех
собственников, которые имеют доходы ниже прожиточного
минимума) субсидиями города, округа. Надо лишь постоянно
напоминать о них людям.
Далее. Конституционный суд России 3 апреля
1998 года отменил 5 статей федерального закона «О
товариществах собственников жилья», и теперь войти в
товарищество и выйти из него можно только добровольно.
Отменен также и действовавший прежде в ТСЖ принцип
демократического централизма, так что все вопросы в
товариществе решаются только на основе согласия.
Миф третий «Собственники опасаются,
что будут платить за себя и за того парня»
Нередко людям непонятна ситуация, когда
жители некоторых муниципальных квартир выступают против
создания ТСЖ. Кто в таком случае будет за них платить их
долю на содержание и ремонт жилого дома? Члены товарищества
боятся того, что это им придется делать из своего кармана,
что в ТСЖ будет господствовать уравниловка, из-за чего на
них падут расходы тех, кто имеет большие апартаменты, второе
жилье, кто расточительно относится к воде, теплу, газу,
электроэнергии, другим коммунальным услугам, кто своими
действиями или бездействием разрушает инженерные системы
жилого здания или наносит ему ущерб и т.п.
Следует уполномоченным ассоциациям ТСЖ провести активную
разъяснительную работу, чтобы каждый собственник твердо
знал: платить в товариществе он будет только за себя.
Расходование воды, тепла, газа станут контролировать сами
жители путем организации поквартирного учета потребления.
Префектура Центрального округа обещает бесплатный монтаж в
первых 200 ТСЖ приборов учета воды и тепла.
Стоит напомнить также: Конституционный суд в
вышеназванном решении подчеркнул, что в случае создания ТСЖ
оплата мест общего пользования, содержания дома и придомовой
территории все равно остается за собственниками, не
пожелавшими войти в товарищество, пропорционально занимаемой
ими площади квартир. Что же касается муниципальных квартир,
то все необходимые дотации получает ДЕЗ, который в
товариществе будет представлять интересы нанимателей, а если
общая площадь муниципальных квартир в доме составит более
30%, то представитель ДЕЗа войдет и в правление
товарищества.
Миф четвертый. «Кондоминиум – это привезенная
из-за границы идея, которая насильственно насаждается в
Москве сверху»
Слово кондоминиум имеет глубокие исторические
корни. Сенат города Рима две с половиной тысячи лет тому
назад использовал это слово, оно в переводе означает
«совместное владение». Существовали товарищества и у нас во
времена НЭПа, затем были ликвидированы в связи с тем, что
весь жилищный фонд был переведен в собственность
государства.
Произошла централизация управления жилищным
фондом, и за 74 года Советской власти все, в том числе и
жители, к этому привыкли. Сложилась также определенная
психология: государство обязано содержать дом, пусть и
содержит.
С началом перестройки и массовой приватизации
жилья в стране слой собственников жилья возник снова. И
именно сами жители, обеспокоенные ухудшением технического
состояния своего жилья, стали искать и создавать различные
формы домового самоуправления.
Причина подтолкнувшая их к этому, проста и
естественна. Они хотят сами более рачительно управлять
средствами, которые поступают от жителей, владельцев и
арендаторов нежилых помещений, выделяются государством на
техническое содержание жилого дома, пусть даже этих средств
и немного. Хотят сами заключать (или контролировать)
договоры с эксплуатационными организациями на обслуживание
дома и платить (или не платить) им в зависимости от
количества и качества предоставленных услуг и выполненных
работ.
* * *
Конечно, названы не все мифы общественного
сознания, с которыми надо бороться, разъясняя цели и задачи,
стратегию и тактику деятельности ТСЖ.
Объединение в ТСЖ означает для собственников не рост
расходов, а напротив – увеличение доходов за счет реальной
экономии своих и бюджетных средств (в том числе не оплачивая
бесхозяйственность локальных монополистов), конкретного
сокращения расходов членов товарищества (за счет экспертизы
и аудита устанавливаемых тарифов) на тепло, воду, газ,
электричество, другие услуги, экономии энергоресурсов.
Мифы создают люди, и люди же должны их
разрушить.