Министерство регионального развития
Российской Федерации в соответствии с пунктом 6
постановления Правительства Российской Федерации от 23
мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных
услуг гражданам"и пунктом 8 постановления Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 "Об
утверждении Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за
содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания
услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме
ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность"в связи с
многочисленными обращениями потребителей и исполнителей
коммунальных услуг сообщает.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
установление структуры платы за жилое помещение и
коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой
платы относится к компетенции органов государственной
власти Российской Федерации в области жилищных
отношений. Законодательство Российской Федерации не
допускает принятие по указанному вопросу нормативных
правовых актов органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного
самоуправления.
В зависимости от реализуемого способа
управления многоквартирным домом
собственники и
наниматели осуществляют оплату за жилое помещение и
коммунальные услуги в следующем порядке:
1) собственники помещений в
многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное
управление таким домом, вносят плату за жилое помещение
и коммунальные услуги в соответствии с договорами,
заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие
виды деятельности (часть 9 статьи 155 Кодекса);
2) при управлении многоквартирным
домом товариществом собственников жилья,
жилищно-строительным, жилищным или иным
специализированным потребительским кооперативом (далее -
ТСЖ или ЖСК):
а)
члены указанных организаций вносят
обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой
расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт
общего имущества в многоквартирном доме, а также с
оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном
органами управления ТСЖ или ЖСК (часть 5 статьи 155
Кодекса);
б)
собственники помещений, не
являющиеся членами указанных организаций,
вносят плату
за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии
с договорами, заключенными с ТСЖ или ЖСК (часть 6 статьи
155 Кодекса);
3) собственники помещений в
многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ или ЖСК и
управление которым осуществляется управляющей
организацией, плату за жилое помещение и коммунальные
услуги вносят этой управляющей организации (часть 7
статьи 155 Кодекса);
4) наниматели жилых помещений по
договору социального найма и договору найма жилых
помещений государственного или муниципального жилищного
фонда в многоквартирном доме, управление которым
осуществляется управляющей организацией, вносят плату за
содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за
коммунальные услуги этой управляющей организации (часть
4 статьи 155 Кодекса).
При этом в соответствии с положениями
типовых договоров, утвержденных постановлениями
Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. №
315 "Об утверждении Типового договора социального найма
жилого помещения"и от 26 января 2006 г. № 42 "Об
утверждении Правил отнесения жилого помещения к
специализированному жилищному фонду и типовых договоров
найма специализированных жилых помещений"при внесении
платы за содержание и ремонт жилого помещения и за
коммунальные услуги управляющей организации указанные
наниматели выполняют свои денежные обязательства перед
наймодателем. Плата за пользование жилым помещением
(плата за наем) вносится указанными нанимателями
наймодателю этого жилого помещения (часть 3 статьи 155
Кодекса).
Остальные пользователи жилых
помещений (наниматели по договору найма жилых помещений
частного жилищного фонда, ссудополучатели, поднаниматели
и др.) вносят плату за жилое помещение и коммунальные
услуги соответственно собственникам помещений и
нанимателям жилых помещений государственного или
муниципального жилищного фонда.
Собственники жилых домов оплачивают
услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также
вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с
договорами, заключенными с лицами, осуществляющими
соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154,
часть 9 статьи 155 Кодекса).
Плата за жилое помещение и
коммунальные услуги вносится на основании платежных
документов, ежемесячно до десятого числа месяца,
следующего за истекшим месяцем, если иной срок не
установлен договором управления многоквартирным домом
(часть 1 статьи 155 Кодекса).
При этом согласно подпункту б пункта
38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, в платежном документе
указываются наименование исполнителя (с указанием
наименования юридического лица или фамилии, имени и
отчества индивидуального предпринимателя), номер его
банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место
нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов
и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в
информационно-телекоммуникационной сети общего
пользования. Указание в платежном документе номеров
банковских счетов или номеров "транзитных счетов"иных
лиц (в том числе расчетно-кассовых,
информационно-расчетных, информационно-аналитических,
вычислительных и иных подобных центров)
законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Оплата услуг и работ по содержанию и
ремонту помещений в многоквартирном доме
("дополнительные услуги"), не связанных с содержанием и
ремонтом общего имущества в многоквартирном доме,
вносится в соответствии с договорами, заключенными с
лицами, осуществляющими соответствующие виды
деятельности по отдельному платежному документу.
Расчет размера платы за жилое
помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных
потребителей, печать и доставка потребителям платежных
документов, организация приема платы организациями
почтовой связи, кредитными и иными организациями,
взыскание просроченной задолженности в зависимости от
способа управления многоквартирным домом является
обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при
непосредственном управлении многоквартирным домом
соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих
организаций. Указанные лица вправе на основании
возмездного договора заказать услуги по расчету размера
платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати,
доставке потребителям платежных документов
специализированным организациям.
Деятельность расчетно-кассовых,
информационно-расчетных, информационно-аналитических,
вычислительных и иных подобных центров и применение
"единых платежных документов"не может основываться на
нормативных правовых актах органов государственной
власти субъектов Российской Федерации или органов
местного самоуправления, поскольку в соответствии с
Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным
законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"не является компетенцией органов
местного самоуправления и органов государственной власти
городов федерального значения и не относится к вопросам
местного значения.
Прошу довести требования
законодательства Российской Федерации и настоящие
разъяснения до органов местного самоуправления,
управляющих организаций и иных заинтересованных
организаций, действующих на территориях субъектов
Российской Федерации, для руководства при применении
Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, и Правил содержания
общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13
августа 2006 г. № 491.
Ю.П. Тыртышов